Упрямые, недовольные, вечно несогласные люди — пассивные агрессоры. Как с ними взаимодействовать с наименьшим ущербом для своей психики?
Поведение пассивных агрессоров кажется нейтральным или даже благодетельным — никому не вредят, не угрожают, не обманывают. Даже коварных интриг не плетут. Но если присмотреться, основа их действий — агрессия и неудовлетворенность. Они косвенно пытаются критиковать, манипулировать, влиять на поведение других людей.
Как это выглядит? Приведем примеры
- Человек избегает встреч со своими друзьями и постоянно ищет этому оправдания. То одна отговорка, то другая. И так до бесконечности. На самом деле, он не хочет видеться, так как сдерживает неприязнь, агрессию по отношению к товарищам.
- В процессе ссоры пассивный агрессор говорит: «Я не злюсь», «Со мной все в порядке». Он отрицает свои истинные чувства, эмоционально закрывается и перестает впредь обсуждать проблему.
- Умышленное промедление — это тоже «пассивный протест» против того, что неприятно. Человек будет тянуть до последнего с заданием, с выходом из дома на мероприятие, если оно ему не по душе.
- Намеренно плохое выполнение работы. Например, жена упрекает мужа, что он мало помогает по дому. В следующий раз супруг специально плохо вымывает посуду и говорит: «Я сделал все, что мог». Таким образом он «протестует» против навязывания лишних обязанностей.
- Когда сотрудник чувствует себя недооцененным, он может намеренно «забывать» о рабочих делах, которые руководство стало воспринимать как само собой разумеющееся. Он прямо не высказывает недовольство, зато косвенно показывает свою значимость.
- Если пассивный агрессор — начальник, он может внезапно начать критиковать качества или работу подчиненного, которые раньше хвалил и одобрял. О причине такого поведения специалист, видимо, должен догадаться сам.
- «Все хорошо», — с обидой в голосе говорит девушка, вместо того чтобы прямо рассказать парню о причинах своего недовольства. Дуться, а не обсуждать проблему, это привычка пассивного агрессора.
- Осознавая изъяны своей внешности или своего характера девушка дарит подруге книги вроде «Как стать красивой» или «Работаем над своей агрессией».
Почему люди становятся пассивными агрессорами?
В каждом конкретном случае причины будут свои. Пассивно-агрессивное поведение может быть связано с воспитанием: если родители поощряли сокрытие истинных эмоций. Или были очень строгими, и детям приходилось выражать недовольство косвенно — дуться, медлить, намеренно делать задание плохо.
Пассивная агрессия может возникать ситуативно у каждого человека. Например, если прямое выражение агрессии социально неприемлемо: не можем отказать старшему родственнику, хотя нам не удобно помогать ему в данный момент, а он мог бы подождать. Злиться открыто себе не позволяем, но специально опоздать к нему можем.
Еще одна причина — поиск простого пути решения проблемы. Ведь проще не разбираться с обидчиком, не тратить время на выяснение отношений, а сказать «Все в порядке» — и постараться с этим человеком больше не пересекаться.
Как реагировать на пассивную агрессию?
Даже незначительная пассивная агрессия может испортить отношения. Что делать, если с вами напрямую не выясняют вопросы, а идут обходными путями?
- Создать безопасную среду. Дайте человеку понять: с вами можно без страха обсуждать любые проблемы, раскрывать свои чувства. Скажите, что вы готовы услышать правду, какой бы она ни была, и это не навредит вашей дружбе.
- Проявляйте сочувствие. Чтобы «растопить» барьеры, продемонстрируйте свою сердечную теплоту, мягкость, гибкость. Пусть собеседник ощутит заботу, почувствует себя в безопасности.
- Не сдавайтесь, выясняйте отношения с агрессором до последнего. Заставьте его поговорить с вами, расставить все точки над «i». Иначе он увидит, что манипуляции работают — и будет дальше уходить от разговоров и дуться.
- Используйте положительное подкрепление. Как только раскрепостите «мягкого агрессора» — скажите, как приятно вам было с ним пообщаться. Как вы рады его искренности. Побудите и дальше вести себя открыто.
- И, конечно, лучшее решение — это консультация агрессора с психологом. Специалист найдет причину косвенной агрессии, научит справляться со свои страхами и выражать недовольство конструктивно, напрямую.